Федерация синхронного плавания России

Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта

Под председательством Владимира Путина 27 марта в Олимпийском центре синхронного плавания состоялось заседание Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта.

Основная тема – национальные цели и стратегические задачи развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2024 года и на последующий период.

Обсуждались вопросы создания условий для вовлечения в систематические занятия физкультурой всех категорий и групп населения, модернизации материально-технической базы, совершенствования подготовки спортивного резерва, повышения конкурентоспособности российского спорта.


Первый вице-президент Федерации синхронного плавания России Ольга Брусникина сообщила о необходимости решения проблем разобщенности системы детско-юношеского спорта

— О.Брусникина: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!

Безусловно, как представитель отрасли спорта и системы спортивной подготовки не могу обойти тему подготовки спортивного резерва, поэтому хочу несколько слов на эту тему сказать.

Введение стандартов спортивной подготовки, безусловно, положило начало повышению обеспеченности тренировочного процесса и спортивных учреждений. Я могу об этом говорить спокойно, потому что сама работаю в этой системе и чувствую разницу.

Хотя ни для кого, конечно, не секрет, что обеспечить выполнение федеральных стандартов в полном объеме сегодня, к сожалению, под силу не всем. В среднем финансирование составляет от 15 до 25 процентов от норматива.

В отличие от системы дополнительного образования, где процесс выстраивался десятилетиями, система спортивной подготовки только начинает выстраиваться и имеет ряд, конечно, проблемных моментов, которые, надеюсь, мы все дружно вместе будем решать. Это нормальный процесс, потому что новая система всегда требует прохождения проб и ошибок и так далее.

Но наиболее актуальными проблемами на сегодня являются, конечно, – это нормативное обеспечение, методическое обеспечение тренировочного процесса и (как это ни странно, но это очень больной вопрос) вопрос доступа к спортивной инфраструктуре именно для учреждений спортивной подготовки.

Тем не менее польза от введения новой системы подготовки спортивного резерва, безусловно, есть, за что я хочу поблагодарить Минспорта. Это колоссальная работа, труд, но нам нельзя останавливаться, нам нужно двигаться.

Очень много всего, что нужно еще исправить, доделать так, чтобы сделать жизнь людей, работающих в учреждениях спортивной подготовки, комфортной и доступной прежде всего.

Но нельзя также отрицать тот факт, что на практике система подготовки спортивного резерва и дополнительного образования тесно взаимосвязаны. Каждый ребенок в любом случае попадает в систему образования, где ему предлагается широчайший спектр услуг, в том числе и физкультурно-спортивной направленности, как мы сейчас слышали.

Колоссальное количество учреждений и тренеров-педагогов работает, мы, конечно, должны пользоваться этим и ни в коем случае не создавать искусственных препятствий в деле подготовки спортсменов любым организациям: образовательным, частным, коммерческим или общественным.

Подготовка спортсмена-чемпиона – это уникальный процесс, в том числе педагогический, в котором немалую часть занимает воспитание полноценной, а самое главное, патриотической личности.

К сожалению, сегодня видны проявления разобщенности и разделения некогда единой системы детско-юношеского спорта, и с течением времени эта ситуация может усугубляться. Я сейчас слушала и слышала, что и Министерство образования свои соревнования проводит, и в системе спортивной подготовки – свои.

То есть мы не должны делить детей на своих или чужих, мы должны дать возможность всем детям проявить себя, поучаствовать и в спортивных соревнованиях, и в областных соревнованиях, дать возможность всем, образно говоря, испытать свои силы и в спорте, и еще где-то.

Поэтому я думаю, что на будущее наша общая задача – объединить как раз усилия всех сообществ, развивающих спорт и физическую культуру, и, как говорится, когда мы едины, мы непобедимы.

— В.Путин: В целом согласен. Нужны только стандарты, определенные методические правила так, чтобы детей не калечить, чтобы уровень подготовки тренерского состава был соответствующий, требования к ним должны предъявляться определенные.

Но «свинчивать» и что-то закрывать – это самый плохой способ развития массового спорта. Мы тогда не добьемся результата в массовом спорте. Нужно разрешить все формы, но методические требования должны быть едиными, точно совершенно.

И конечно, нужно соревновательный процесс организовать так, чтобы по максимуму люди принимали участие всех возрастов, а дети тем более. Это точно совершенно.

Все сразу невозможно же проводить, первенство России, все равно сегментировать придется на каких-то этапах соревновательные процессы, это неизбежно. Так было всегда, и когда Вы только начали заниматься, и в советское время так было. Общества проводили свои соревнования, города проводили свои соревнования, потом какие-то спартакиады у нас были, чемпионаты проводили.

— О.Брусникина: Можно дополню? Может быть, я не до конца правильно выразилась, я имела в виду, что все участники из разных ведомств, из разных подчиненных организаций. Мы же сейчас имеем развитие спорта и в ЦСКА, и в образовательных учреждениях дополнительного образования, и некоторые коммерческие структуры могут себе позволить подготовить. Я имею в виду то, что мы не должны закрывать процесс возможности участвовать в спортивной подготовке для всех.

— В.Путин: Согласен. Да, здесь Вы правы.

Если это какие-то частные школы, частные секции, почему им закрывать? Конечно, нужно, чтобы у всех детей, во всяком случае, была возможность проявить себя, показать себя.

Единственное, мне кажется, точно, чего мы должны добиваться, чтобы методика преподавания, методика занятий с детьми была единой, и за этим, конечно, нужно следить.

Уровень тренерского состава, уровень квалификации должен на определенном стандарте поддерживаться. За этим тоже нужно следить (это совершенно очевидно) и на уровне регионов, и на уровне соответствующих федеральных ведомств.

Я с Вами полностью согласен: запрещать, закрывать детям путь к тому, чтобы они могли проявить свои таланты, конечно, контрпродуктивно. Это будет сужать наши возможности.

Ссылка на источник